Благоустройство района Ржевка-Пороховые, г. Санкт-Петербург

Задача

В рамках конкурса «Ресурс Периферии» нам предстояло улучшить качество среды жилых кварталов Петербурга, застроенных в 1970-1980 годах типовыми индустриальными домами.

Район Ржевки-Пороховых — классический представитель спальных районов нашего города с набором типичных проблем:

  1. Нет мест для отдыха жителей района: неблагоустроенная набережная и лесопарк, скверы, пустынные дворы-газоны
  2. Нет связного пешеходного каркаса между кварталами — многополосные дороги препятствуют прогулкам и доставляют дискомфорт пешеходам, пути через кварталы не оформлены
  3. Территория запаркована, много стихийных парковок
  4. Не хватает единой стилистики и дизайн-кода для визуального оформления района
  5. Вместо благоустроенной уютной территории на улицах огромные поля асфальта

Решение

Мы предложили трехэтапную стратегию:

1 этап (2021-2022 гг.) – подготовка территории и организация коммуникационного и зеленого каркаса.

Это время на решение организационных вопросов и работа над первой пилотной очередью обустройства пешеходных зон. Мы занимаемся «протаиванием» пешеходных маршрутов сквозь существующую застройку, обустройством комфортных зон минимальными средствами тактического урбанизма, чтобы в будущем понимать, какие из решений работают.

2 этап (2022-2025 гг.) – основной этап благоустройства дворов и улиц, организация коммуникационных зон.

Мы занимаемся благоустройством дворов, создаем внутрирайонные связи для пешеходов, велосипедистов и других жителей, организуем парки.

3 этап (2025-2030 и далее) – полная реорганизация улично-дорожной сети в соответствии с современными тенденциями — это сужение полос для безопасности, организация выделенных полос для общественного транспорта и велосипедистов, озеленение. И конечно, мы учитываем строительство метро.

Дизайн-код

Как и большинство районов советской застройки, Ржевка-Пороховые выглядела безликой – типовые одинаковые кварталы, дома и парадные.

И мы решили разработать уникальную айдентику, связанную с историей места.

Каждому кварталу мы присвоили свой колористический код для оформления входных групп, малых архитектурных форм, детских площадок и остановок транспорта. Мы подобрали серию паттернов, которые отражают индустриальное прошлое района.

Очень важно разобраться с визуальной замусоренностью фасадов. Мы предложили ограничить размеры торговых вывесок вдоль улиц и пропорционально этому ограничить толщину шрифтов. Все надписи должны быть без фона.

Тротуар зонировали на тихую (входы и выходы, террасы для отдыха) и скоростную зоны движения.

Важная часть работы – это преобразование входных групп. Мы сделали входы в подъезды безопасными — установили светопрозрачные двери для усиления социального контроля. Чтобы отличить парадные одного дома от парадных другого мы предложили использовать яркие паттерны из разработанной палитры. Жители каждого дома смогут выбрать для себя собственный паттерн.

Сделали разметку для парковочных мест во внутридворовом пространстве. Мы понимаем: нам не удастся убрать машины из дворов, но мы можем отрегулировать их нахождение в этом пространстве, сделать его упорядоченным

Реорганизация кварталов

Следующий уровень приближения в проекте района – это квартал. Главная задача — поставить удобство людей, живущих там, на первое место, и создать из хаоса – упорядоченное пространство.

Как и все спальные районы, дворы Ржевки-Пороховых выполняли роль парковок. Мы сузили полосы движения машин на улицах до 3,5 м. Благодаря этому удалось организовать много парковочных мест вдоль проезжей части за территорией дворов.

Следующим этапом мы решили разделить автомобили и жителей во внутриквартальном пространстве. Воплощением этой идеи стал «Бульвар» —  пространство с выделенными путями для пешеходов, островками активностей и отдельными полосами движения машин.

Одним из элементов концепции стало пространство «Дача» в центре квартала. Здесь можно делать небольшие посадки на грядках, устраивать пикники и жарить шашлыки на стационарном мангале.

Айдентика

Разработка специального дизайна рядовых МАФов, таких как скамейки и урны, для всего района показалась нам слишком дорогой, поэтому вопрос айдентики района мы решили локально.

Как часть концепции в каждом сегменте пешеходного маршрута внутри каждого из 13 кварталов разрабатывается своя оригинальная детская площадка в виде маленького завода. Площадки будут разными по цвету и паттерну.

Беседки в концепции первого трамвая тоже поддерживают «дух места». А качели и табуреты напоминают понятные атрибуты порохового завода – мельницу и бочку для пороха.

Давайте обсудим вашу задачу

На все заявки отвечаем в течении 24 часов

    0 / 200

    Нажимая на кнопку “Оставить заявку”, вы соглашайтесь с политикой конфиденциальности